Библиотека online

Курсы дистанционного обучения

Текущее состояние технологий дистанционного обучения характеризуется постоянным увеличением количества используемых инструментов. Например, в последнее время все большую популярность получает использование технологий Web 2.0. Кроме того, увеличение производительности сетей передачи данных приводит к расширению применения традиционных инструментов, таких, как видеоконференции, виртуальные классные комнаты и т.д.

Не смотря на быстрый рост количества средств, которые  применяются при проведении дистанционного обучения, наиболее часто используемым средством остаются дистанционные курсы. По сути, все остальные инструменты являются дополнительными средствами, повышающими эффективность обучения. Исключением являются вебинары, применение которых значительно расширилось за последнее время.

Использование дистанционных курсов при проведении дистанционного обучения позволяет:

  • увеличить количество обучаемых, которые могут одновременно учиться;
  • cформировать гибкий график обучения;
  • предоставить доступ к учебному контенту из любой географической точки;
  • выстроить полноценную систему оценки эффективности обучения.

В этой статье рассматриваются элементы, которые могут быть включены в дистанционный курс, а также тенденции их развития.

Информационные слайды
Основой дистанционных курсов являются информационные слайды, с помощью которых слушатели получают основные знания. Информационные слайды обычно включают в себя текст, который может быть проиллюстрирован при помощи  видеороликов, анимационных фильмов, иллюстраций и т.д. Иногда информационные слайды в дистанционном курсе вообще не содержат текста, а содержат только иллюстрационный материал.

Интерактивные информационные слайды
Использование информационных слайдов сопряжено с возникновением проблемы концентрации внимания. Очень трудно сидеть и читать текст, глядя на картинки. Решение этой проблемы – использование интерактивных слайдов, которые требуют активного участия слушателя. В простейшем случае слушатель должен нажать кнопку «Далее», в более сложных – выполнить ряд действий, в результате которых он сможет продолжить обучение. Использование таких слайдов позволяет разнообразить процесс дистанционного обучения, что значительно повышает его эффективность.

Симуляции
Широкое применение получили дистанционные курсы, использующиеся для обучения работе с программным обеспечением. В таких дистанционных курсах чаще всего применяют специальные типы слайдов – симуляции. Симуляции имитируют работу программного обеспечения, по сути являясь пошаговой записью действий пользователя. Симуляции могут использоваться в нескольких режимах:

  • симуляции воспроизводятся, как видеоролик, и не требуют участия в работе симуляции пользователя;
  • слушатель выполняет действия, которые он должен был бы выполнить при работе с реальным программным обеспечением для решения поставленной задачи. При этом, в случае если слушатель допускает ошибки, он получает подсказки;
  • слушатель выполняет действия, которые он должен был бы выполнить при работе с реальным программным обеспечением для решения поставленной задачи, не получая подсказок.

Тренажеры
В большинстве своем не достаточно дать пользователю знания. В ходе дистанционного обучения также необходимо формировать нужные ему навыки и умения. Как описано выше, в случае, если необходимо у слушателя сформировать навыки и умения необходимые для работы с программным обеспечением используются симуляции. Для других случаев чаще всего используют тренажеры. Они могут быть очень разнообразны. Например, полная имитация реальных объектов или создание прототипов, воспроизводящих определенную ситуацию. Разработка тренажеров зачастую является очень дорогостоящей, поэтому их применение должно быть хорошо продумано.

Тесты
Важнейшим элементом обучения, построенного с использованием дистанционных курсов, является проведение проверки знаний. С этой целью используются специальные слайды – тесты. Сегодня существует широкий диапазон типов тестов, которые могут быть использованы. Самые распространенные – вопрос с несколькими вариантами ответов. Такие тесты хорошо использовать для проверки знаний, но они трудно применимы для проверки приобретенных навыков и умений. В таких случаях используются тесты, содержащие симуляции, тренажеры и т.д. Необходимо отметить, что проверка знаний при проведении дистанционного обучения может быть организована разными способами:

  • можно просто последовательно задать несколько вопросов и оценить процент набранных правильных ответов;
  • можно выбрать вопросы из пула случайным образом;
  • можно предоставить слушателю подсказки, которые помогут ему дать правильный ответ;
  • и т.д.

Использование сложных тестов позволяет значительно повысить эффективность обучения, проводимого с использованием дистанционных курсов.

Необходимо отметить, что проведение тестирования с использованием дистанционных курсов, сегодня сопряжено с необходимостью решения большого количества организационных вопросов. Например, каким образом при проведении дистанционного обучения контролировать, что тест проходит именно тот слушатель, который должен.

Звук
Очень часто в дистанционные курсы включают звуковое сопровождение. Чаще всего звук включают в дистанционный курс, чтобы показать слушателю, что он выполнил то или иное действие. Иногда, с помощью звука полностью воспроизводят текст дистанционного курса. Необходимо отметить, что целесообразность использования звука в дистанционном курсе весьма спорно. Часть специалистов в сфере технологий дистанционного обучения считают, что звук скорее помеха, нежели помощь обучаемому. Звук при проведении обучения становится отвлекающим фактором и мешает обучаемому сосредоточиться на содержании дистанционного курса.

Оформление слайдов
Для хорошего восприятия текста на слайде дистанционного курса, необходимо правильно оформить текст на нем. Наиболее распространенным является следующее оформление:

  • специальным цветом выделяются основные мысли на слайде дистанционного курса;
  • специальным цветом выделяются новые термины и определения дистанционного курса;
  • специальным цветом выделяются характерные элементы текста дистанционного курса. Например, названия программных продуктов, названия окон в программном продукте и т.д.;
  • на слайде дистанционного курса также целесообразно разместить номер слайда или картинку, иллюстрирующую сколько слайдов осталось слушателю изучить.

Навигация
Для обеспечения слушателю эффективного доступа к материалам дистанционного курса в него часто включают меню, с помощью которого можно переходить по разделам или слайдам дистанционного курса. Использование меню позволяет значительно упростить работу слушателя с дистанционным курсом. Однако необходимо понимать, что стандарт SCORM (де-факто стандарт систем дистанционного обучения) не предполагает вызова одного раздела дистанционного курса из другого.

Однако необходимо соблюдать меру, выделяя те или иные фрагменты текста. Слишком легко можно перейти грань, когда выделение важных аспектов текста приводит не к повышению эффективности дистанционного обучения, а к снижению.

Глоссарий
Качественный дистанционный курс обязательно должен содержать глоссарий, в который войдут все термины, определения и сокращения, входящие в дистанционный курс. Глоссарий должен содержать удобный механизм поиска, позволяющий слушателю при работе с дистанционным курсом легко найти необходимое определение.

Помощь
Обязательно нужно включать в дистанционный курс помощь. Дистанционный курс является довольно сложным программным продуктом, а пользователи зачастую имеют низкий уровень компьютерной грамотности.

Средства управления
Средства управления дистанционным курсом должны быть максимально простыми и интуитивно понятными. При разработке средств управления дистанционным курсом необходимо предусмотреть стереотипы поведения пользователя. Например, пользователь, закрывая окно дистанционного курса, не будет нажимать кнопку выход, а нажмет крестик, закрыв просто окно браузера, в результате может возникнуть ситуация при которой результаты работы слушателя дистанционного курса могут не сохраниться в системе дистанционного обучения.

Перспективы развития дистанционных курсов
Сегодня перед специалистами в сфере технологий дистанционного обучения стоит несколько задач, которые должны быть обязательно решены для дальнейшего расширения использования дистанционных курсов:

  • необходимо снизить стоимость их разработки. Сейчас она в среднем (для большого дистанционного курса) колеблется в диапазоне 300 – 450 тысяч рублей. Желательно, чтобы стоимость составляла в среднем 150 тысяч рублей;
  • другой проблемой, является локализация дистанционных курсов. По сути, для использования дистанционных курсов в другой стране нужно разработать новый дистанционный курс, стоимость которого будет соизмерима со стоимостью исходного дистанционного курса;
  • третья, но возможно главная проблема, невозможность формирования в дистанционных курсах упражнений, в которых выставляется качественная оценка. Например, дать слушателю задание написать программный код и проверить, не то, что он дает нужный результат, а проверить, насколько он эффективен.

Решение описанных задач позволит резко увеличить распространение обучения с использованием дистанционных курсов.

 

Рекомендуем ознакомиться

Требования к дизайну дистанционного курса