Библиотека online

Стандарты в сфере дистанционного обучения

Текущее стремительное развитие технологий дистанционного обучения во многом определено результатами достигнутыми в разработке стандартов в сфере технологий дистанционного обучения. В настоящее время можно выделить следующие основные направления в сфере стандартизации технологий дистанционного обучения:

  • обеспечение единой терминалогии в сфере технологий дистанционного обучения;
  • обеспечение единых моделей управления дистанционным обучением;
  • определение моделей данных, обеспечивающих информационный обмен в рамках дистанционного обучения;
  • формирование единых требований к уровню представления дистанционных курсов (структура дистанционного курса, поведение дистанционного курса, обмен управляющей информацией, и т.д.);
  • стандартизация интерфейсов между системами дистанционного обучения и дистанционными курсами;
  • обеспечение формализации представления результатов тестирования или сертификации, обмена тестовыми заданиями, а также организации самого процесса оценивания (алгоритма подсчета баллов, алгоритмы адаптивного тестирования и т.д.).

Существует большое количество организаций, разрабатывающих спецификации и стандарты в сфере дистанционного обучения (e-Learning). К организациям, разрабатывающим стандарты в сфере дистанционного обучения, в том числе, относятся: IMS, ADL, ARIADNE, IEEE, ISO и т.п. Стандарты в сфере дистанционного обучения, разрабатываемые в данных организациях, охватывают различные аспекты в сфере стандартизации дистанционного обучения. В статье перечислены стандарты дистанционного обучения, разработанные и поддерживаемые тремя наиболее известными в сфере стандартизации дистанционного обучения организациями: IMS, ADL, AICC.

Aviation Industry CBT Committee (AICC)

Aviation Industry CBT Committee (AICC) – некоммерческое объединение, управляемое его членами, созданное с целью помочь сообществу в сфере образования получить максимальную отдачу от использования современных образовательных технологий. Это достигается путем объединения усилий преподавателей, разработчиков дистанционных курсов, поставщиков программного обеспечения, разработчиков тренажеров и т.п. для разработки стандартов, технологий и рекомендаций, а также изучения лучших мировых практик в сфере дистанционного обучения.

К настоящему времени AICC разработала несколько стандартов в сфере дистанционного обучения, охватывающих различные ее аспекты. В том числе, стандарты в сфере дистанционного обучения, разработанные AICC, формируют требования к организации учебного контента, а также систем дистанционного обучения. Использование стандартов в сфере дистанционного обучения AICC при использовании дистанционных курсов и систем дистанционного обучения позволяет обеспечить их совместимость, не зависимо от того, кем они были произведены.

ADL

Инициатива Advanced Distributed Learning (ADL) – результат совместных усилий, направленных на расширение использования современных возможностей информационных технологий для создания высококачественных, гибких и экономически эффективных средств обучения и профессиональной подготовки.

Для реализации проектов ADL формирует мульти национальные группы, состоящие из представителей коммерческих компаний, образовательных и научных кругов, государственных учреждений с целью разработки спецификаций и стандартов в сфере дистанционного обучения для образовательной индустрии.

Одним из главных достижений ADL является разработка одного из наиболее распространенных стандартов в сфере дистанционного обучения – SCORM (Sharable Content Object Reference Model). SCORM содержит требования к организации учебного контента и систем дистанционного обучения. Как и стандарты AICC, стандарт SCORM обеспечивает возможность использования дистанционных курсов и систем дистанционного обучения, разработанных разными производителями. В настоящий момент стандарт SCORM является наиболее распространенным стандартом в сфере дистанционного обучения.

В 2008 году организация LETSI инициировала дискуссию по разработке следующей версии стандарта дистанционного обучения SCORM – SCORM 2.0. К работе над стандартом дистанционного обучения SCORM 2.0 были привлечены специалисты со всего мира. В результате были собраны требования, которым должен соответствовать стандарт SCORM 2.0. В настоящее время информация, что работы над стандартом дистанционного обучения SCORM 2.0 продолжаются, отсутствует.

IMS

IMS Global Learning Consortium является международной некоммерческой организацией, основной задачей которой является обеспечение расширения использования современных обучающих технологий в образовательной сфере. Основной деятельностью IMS является разработка стандартов в сфере дистанционного обучения, самыми известными из которых на сегодняшний день являются:

  • IMS Question &  test Interoperability Specification  - содержит требования к XML-данным, используемым для организации обмена учебными материалами, предназначенными для тестирования обучаемых и оценки результатов тестирования;
  • IMS Learning Resource Meta-data Specification – содержит требования к описанию метаданных учебных материалов;
  • IMS Content Packaging Specification  - содержит требования к компоновке содержания учебного контента;
  • IMS Learner Information Packaging – содержит требования к формированию данных об обучаемом.

LRN

Learning Resource iNterchange (LRN) - стандарт в сфере технологий дистанционного обучения, разработанный корпорацией Microsoft совместно с ведущими представителями отрасли дистанционного обучения. LRN представляет собой описание требований совместимости материалов, предлагающее авторам стандартный метод идентификации, совместного использования, обновления и создания интерактивных материалов и учебных курсов. LRN - первое коммерческое применение спецификации IMS Content Packaging Specification.

В рамках своей практической деятельности специалисты компании ООО “Е-Софт Девелопмент” никогда с данным стандартом не сталкивались.

Заключение

Существующие на сегодняшний день стандарты дистанционного обучения начинают отставать от использующихся сегодня в образовательной сфере информационных технологий. Появилось большое количество инструментов организации и проведения дистанционного обучения, которые никак не охвачены действующими сегодня стандартами дистанционного обучения.

Очевидно наступил момент серьезной модернизации стандартов дистанционного обучения. Однако сегодня стандарты дистанционного обучения практически не развиваются.

Было предпринято несколько шагов по созданию и модернизации существующих стандартов дистанционного обучения. К сожалению дальше декларации о намерениях и обсуждения какими должны быть современные стандарты дистанционного обучения, работы по разработке стандартов дистанционного обучения не пошли.

Можно выделить следующие аспекты, которые было бы хорошо стандартизировать в рамках стандартов дистанционного обучения:

  • интеграцию систем дистанционного обучения, дистанционных курсов и других информационных систем при проведении дистанционного обучения;
  • обмен информацией между дистанционными курсами, а также разделами дистанционных курсов;
  • интеграцию различных форм обучения, включая дистанционное обучение;
  • получение данных от учащихся, проходящих дистанционное обучения автономно;
  • и т.п.