Библиотека online

e-Learning

Определение

Впервые (в профессиональной среде) термин e-Learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 года в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems. Не смотря на то, что уже прошло более 10 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятицу внесло использование в России понятия Дистанционное обучение. В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия E-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие, что более широкое.

Специалисты чаще всего понимают под e-Learning обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Ниже приведено несколько определений понятия e-Learing в которых данный принцип является основополагающим.

Marc Rosenberg в 2001 году дал следующее определение термину e-Learning. e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на трех основополагающих принципах:

  • работа осуществляется по сети;
  • доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Allison Rossett в 2001 году определил e-Learning как курсы, которые размещаются на сервере, который подсоединен к сети Интернет.

Также существует определение, которые дали специалисты ЮНЕСКО: “e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа”.

Существуют большое количество определений, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Вот несколько из них.

e-Learning – широкий набор приложений и процессов, обеспечивающих: обучение, построенное на использовании web-технологий; обучение, построенное с использованием персонального компьютера, виртуальных классных комнат; и средства организации взаимодействие пользователей по сети. e-Learning включает в себя доставку учебного контента через интернет, интранет, аудио- и видеозапись, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM.

e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.

e-Learning 2.0

В последнее время все большее распространение получает термин e-Learning 2.0. Термин e-Learning 2.0 отражает тенденции в сфере организации электронного обучения, связанные с использованием технологий Web 2.0. В отличии от e-Learning, предполагающего использование дистанционных курсов, доставляемых учащимся с целью проведения обучения, e-Learning 2.0 предполагает использование средств Web 2.0:

  • блоги;

  • wiki;

  • подкасты;

  • социальные сети;

  • и т.д.

Стандарты в сфере e-Learning

Существует большое количество организаций ведущих работы по разработке стандартов в сфере e-Learning. Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день стандартов в сфере e-Learning является SCORM. Использование стандарта SCORM позволяет обеспечивать использование дистанционных курсов, разработанных различными производителями.

Среда e-Learning

Под средой e-Learning понимается набор ИТ-сервисов, использующихся при проведении дистанционного обучения. Центральным звеном среды e-Learning является система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения обеспечивает предоставление следующих сервисов:

  • дистанционное обучение;
  • управление обучением;
  • управление пользователями;
  • управление технической и методической поддержкой;
  • обеспечение взаимодействия слушателей дистанционного обучения;
  • и т.д.

В зависимости от стоящих задач помимо системы дистанционного обучения в состав среды e-Learning могут входить другие информационные системы. Например, важной состовляющей среды e-Learning являются базы знаний, без которых трудно представить себе современное предприятие. Также часто частью среды e-Learning становятся системы коллективной работы.

Технологии и средства e-Learning

Среда e-Learning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного обучения (электронные средства обучения). К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие:

  • системы дистанционного обучения;
  • курсы дистанционного обучения;
  • подкасты;
  • электронная почта;
  • MP3 плееры;
  • CD-ROM;
  • Web-сайты;
  • инструменты Web 2.0;
  • системы коллективной работы;
  • блоги;
  • вики;
  • чаты;
  • и т.д.

Существующие технологии и средства e-Learning позволяют:

  • проводить обучение в различных формах, включая синхронное, асинхронное, смешанное обучение;
  • организовать взаимодействие вcех участников дистанционного обучения;
  • использовать современные средства обучения (тренажеры, симуляции, имитационное моделирование и т.д.);
  • выстроить эффективное обучение;
  • обеспечить доступ к хранилищам электронных материалов;
  • организовать коллективную работу слушателей дистанционного обучения;
  • и т.д.

Системы дистанционного обучения

Система дистанционного обучения является центральным звеном организации e-Learning. Использование системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций:

  • управление обучением в рамках e-Learning;
  • управление компетенциями;
  • управление профилями пользователей e-Learning;
  • обеспечение доступа обучаемых к учебному контенту;
  • журналирование деятельности пользователей e-Learning;
  • обеспечение технической и методической поддержки пользователей e-Learning;
  • формирование отчетов;
  • анализ процесса обучения, проводимого в рамках e-Learning.

Дистанционные курсы (электронные курсы обучения)

Основное обучение, проводимое в рамках e-Learning, проводится с использованием дистанционных курсов. Современные дистанционные курсы, используемые в рамках e-Learning, включают в себя широкий диапозон средств обучения:

  • информационные слайды;
  • тренажеры;
  • симуляции по работе с программным обеспечением;
  • тесты;
  • ролевые упражнения;
  • кейсы;
  • и т.д.

Организация взаимодействия пользователей e-Learning

Важнейшим аспектом орагнизации обучения, проводимого в рамках e-Learning, является организация взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется широкий диапозон средств, часть которых предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, составляющими среду e-Learning.

Средства организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с дистанционными курсами. Однако, достаточно часто, они являются основным средством обучения. Например, при проведении вебинаров, которые стали одним из самых распространенных средств организации e-Learning.

Электронные библиотеки

Важным элементом организации e-Learning является создание электронных библиотек. Электронные бибилиотеки содержат материал необходимый для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям e-Learning, для выполнения их служебных обязанностей.

Системы коллективной работы

Современные требования к специалистам предполагают наличие у них хороших навыков работы в команде. Современный e-Learning имеет большой диапозон инструментов, которые могут использоваться для привития этих навыков обучаемым. Популярным средством организации работы обучаемых в группах стали Wiki. Wiki позволяет организовать одноврменную работу над одним документом сразу нескольким обучаемым. При этом осуществляется сбор информации, которая позволяет определить:

  • кто какой вклад внес в разработку документа;
  • какие варианты документа были созданы в ходе работы;
  • какие аспекты документа вызвали наибольшие трудности;
  • и т.д.

Wiki сегодня стали крайне популярным инструментом организации обучения, проводимого в рамках e-Learning.

Сфера применения e-Learning

Технологии e-Learing могут применяться практически во всех областях. Наибольшее применение технологии e-Learning нашли в рамках повышения квалификации персонала. Это обусловлено преимуществами, которые предоставляют слушателям технологии e-Learning. В том числе:

  • удаленное обучение;
  • персонификация обучения;
  • возможность прохождения обучения без отрыва от производства;
  • и т.д.

Еще одним направлением применения технологий e-Learning стало обучение в рамках высшего образования. Особенно большую популярность получили технологии e-Learning при организации получения второго высшего образования. Люди, получающие второе высшее образование, также очень ценят возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Также технологии e-Learning нашли свое применение и при обучении школьников. Однако, применять технологии e-Learning при обучении школьников нужно с крайней осторожностью. 

Важную роль технологии e-Learning играют при организации обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию.

Необходимо отметить, что сегодня практически не существует ограничений технологий e-Learning по предметной области. Технологии e-Learning нашли свое применение даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.

Управление e-Learning

Среда e-Learning, состоящая из большого количества инструментов, сервисов и средств, требует большого внимания с точки зрения организации управления ею. Важным элементом организации управления средой e-Learning является система дистанционного обучения. Однако, требуется использование и других систем. Одним из путей построения эффективного управления средой e-Learning является применение портальных технологий.

Организация службы поддержки пользователей e-Learning

Наряду с решением задачи организации управления средой e-Learning важным аспектом применения технологий e-Learning при проведении обучения является организация эффективной службы поддержки. Отсутствие эффективной службы поддержки пользователей приведет к снижению качества оказываемых сервисов и в свою очередь к снижению качества обучения. Также можно ожидать крайне неготивной реакции слушателей обучения, проводимого в рамках e-Learning, в случае возникновения у них технических проблем при обучении.

При организации службы поддержки пользователей необходимо придерживаться высоких стандартов построения службы. Одним из таких стандартов, которых следует придерживаться, является стандарт ITIL.

Преимещества обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

Одним из ключевых преимуществ обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, может самостоятельно:

  • определить скорость изучения учебного материала;
  • определить, когда он хочет проходить обучение;
  • определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого.

Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Несмотря на необходимость высоких первоначальных инвестиций, обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается значительно более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением.

Еще одним важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является использование широкого диапозона разнообразных средств обучения. Все эти средства могут быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но чаще всего этого не происходит, а e-Learning требует обязательного их использования. В результате этого обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается зачастую более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением.

Важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение обучения с использованием технологий e-Learning позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий (технологий e-Learning) при обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем по сравнению с традиционным очным обучением.

Недостатки обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

К недостаткам обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, следует отнести:

  • сложность внесения оперативных изменений, в случае если обучение уже началось;
  • необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с другими формами обучения;
  • необходимость высоких инвестиций при построении среды e-Learning;
  • высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву обучения;
  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning;
  • высокие инвестиции на внесение изменений в учебный контент.

Проблемы обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:

  • проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования на ряду с традиционным очным образованием;
  • языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;
  • неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств e-Learning;
  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих необходимым уровнем компетенции;
  • высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;
  • разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени;
  • большое количество заблуждений, сопровождающих обучение, провдимое с использованием технологий e-Learning, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии e-Learning, но не обладающие надлежащей компетенцией в данной сфере.

e-Learning в России

e-Learning в России находит все большее применение. Трудно предствить себе крупные организации и учебные заведения, которые в той или иной форме не применяли e-Learning. Однако необходимо отметить, что в целом e-Learning в России еще не занял того места, которое он должен занимать в современном государстве. Во многом такое недостаточное развитие e-Learning в России обусловлено следующими причинами:

  • отсутствием объективной информации о качестве и эффективности дистанционного обучения;
  • отсутствием достаточного количества специалистов в области дистанционного обучения, имеющих надлежащую квалификацию;
  • высокой стоимостью разработки учебного контента;
  • отсуствием хороших каналов передачи данных;
  • недостаточной подготовкой населения к использованию современных информационных технологий при прохождении обучения;
  • и т.д.

Однако, стоящие перед Россией задачи по модернизации потребуют решить данные проблемы и обеспечить расширение и развитие применения e-Learning в России.