Библиотека online

SCORM

Стандарт в сфере дистанционного обучения (e-Learning) SCORM (далее SCORM) разработан и поддерживается инициативной группой ADL (Advanced Distributed Learning Initiative). Инициативная группа ADL была создана в ноябре 1997 года Министерством обороны и Управлением по разработке политики в области науки и техники Администрации Президента Соединенных Штатов Америки.

Разработка SCORM инициативной группой ADL была начата в 1999 году. Первая версия стандарта SCORM (SCORM 1.0) появилась в январе 2000 года. В документе впервые четко было определено понятие SCO, как учебного объекта, который взаимодействует с системой дистанционного обучения. Также в стандарте версии SCORM 1.0 был определен способ обмена данными между SCO и системой дистанционного обучения - через API, предоставляемый СДО.

В 2001 году выходит стандарт SCORM версии 1.1. В стандарте SCORM версии 1.1 были более четко сформулированы правила взаимодействия SCO и системы дистанционного обучения. В том же году выходит следующая версия стандарта SCORM - 1.2. В версии стандарта SCORM 1.2 были сформулированы правила "упаковки" учебных материалов. Данная версия стандарта SCORM стала базовой на долгое время и по сути остается таковой и по сегодняшний день.

Текущая версия стандарта SCORM: SCORM 2004 (4-я редакция). В настоящее время наибольшее распространение все еще имеет стандарт SCORM версии 1.2. Несмотря на то, что стандарт SCORM последней версии получает все большую популярность, его использует не значительное число пользователей дистанционного обучения.

Понятие SCORM является акронимом от Sharable Content Object Reference Model, что означает: эталонная модель контента для совестного использования.

SCORM определяет техническую основу для среды обучения, построенной с использованием Web-технологий. SCORM объединяет множество взаимосвязанных технических требований, стандартов и нормативов. SCORM описывает модель агрегации содержания (Content Aggregation Model) и среду выполнения (Run-Time Environment) для учебных объектов, обеспечивая адаптивное обучение, основанное на учебных целях, приоритетах, производительности и других факторах. SCORM также описывает модель последовательности и навигации (Sequencing and Navigation) для динамического отображения содержимого в зависимости от потребностей учащихся.

SCORM стремится связать воедино вклад различных групп и интересов в образовательном сообществе. SCORM предназначен для координации новых технологий и возможностей в рамках коммерческих и государственных инициатив.

SCORM базируется на следующих основных принципах:

  • система дистанционного обучения должна использовать учебный контент, разработанный с использованием средств разработки, созданных различными производителями;

  • системы дистанционного обучения, созданные различными производителями, должны иметь возможность использовать один и тот же учебный контент;

  • системы дистанционного обучения должны иметь возможность обращения к общему хранилищу учебного контента и использовать хранящийся там учебный контент.

SCORM и системы дистанционного обучения

В рамках системы дистанционного обучения SCORM фокусируется на интерфейсе между учебным контентом и системой дистанционного обучения. SCORM не рассматривает вопросы связанные с функциональными возможностями систем дистанционного обучения. С точки зрения SCORM система дистанционного обучения является информационной системой, которая предоставляет средства для управления и предоставления учебного контента обучаемым. Другими словами, в SCORM, система дистанционного обучения определяет, что предоставить обучаемому, и когда, отслеживает процесс работы обучаемого с учебным контентом.

SCORM и другие стандарты

ADL адаптировал технические требования, стандарты и руководства, разработанные другими организациями, в форму, отвечающую целям SCORM. ADL продолжает работать с этими организациями с целью разработки этих технических требований и стандартов.

Большое количество организаций работает в сфере разработки стандартов для e-Learning, однако, ключевыми для SCORM являются следующие:

  • Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (ARIADNE);

  • Aviation Industry CBT Committee (AICC);

  • Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) Learning Technology Standards Committee (LTSC);

  • IMS Global Learning Consortium, Inc.

Организация SCORM

SCORM представляет из себя набор книг в которых собраны и унифицированы технические требования и стандарты. Практически все технические требования и стандарты взяты у других организаций. В состав SCORM входят три основные книги: Content Aggregation Model (CAM), Run-time Environment (RTE) and Sequencing and Navigation (SN).

Книга SCORM Content Aggregation Model

Книга SCORM Content Aggregation Model (CAM) описывает:

  • типы объектов учебного контента и как эти объекты должны быть упакованы, чтобы обеспечить успешный обмен учебным контентом между системами дистанционного обучения;

  • каким образом должны быть описаны объекты учебного контента;

  • каким образом должны быть определены правила последовательности предоставления объектов учебного контента.

Типы объектов учебного контента

Модель учебного контента в соответствии со стандартом SCORM состоит из:

  • assets (элементов);
  • sharable content objects (объектов контента) (SCOs);
  • activities (деятельности);
  • content organization (организации контента);
  • content aggregation (агрегации контента).

Asset (элемент) – электронное представление различных мультимедийных элементов. В том числе в качестве asset могут выступать:

  • текст;
  • изображения;
  • звук;
  • видеоролики;
  • программный код;
  • и т.д.

Один Asset может состоять из нескольких других Assets.

SCO – коллекция одного или нескольких Asset, которые формируют учебный ресурс, который использует SCORM Run-Time Environment для взаимодействия с системой дистанционного обучения. SCO является нижним уровнем организации дистанционного курса. С точки зрения разработчика дистанционного курса (хотя это и не совсем соответствует стандарту SCORM) именно на это уровне определяется последовательность прохождения обучения, правила перехода от одного SCO к другому (за прохождение SCO выставляется оценка, которую может использовать система дистанционного обучения для управления траекторией обучения), критерии по которым определяется успешность прохождения соответствующей части дистанционного курса, и т.д. То есть, если посмотреть на SCO совсем упрощенно, SCO соответствует разделам из которых состоит дистанционный курс.

Так как Asset может состоять из других Asset, SCO отличается от Asset только возможностью взаимодействия с системой дистанционного обучения.

Стандарт SCORM не определяет какого размера должен быть SCO. С точки зрения стандарта SCORM SCO – наименьшая логическая часть дистанционного курса в рамках которой целесообразно взаимодействие с системой дистанционного обучения. Опыт показывает, что использование в рамках дистанционного курса SCO больших размеров, приводит к уменьшению надежности сервиса дистанционного обучения, построенного на базе данного дистанционного курса.

SCO может быть описан с использованием метаданных, что упрощает их поиск в хранилищах данных.

В соответствии со стандартом SCORM Activities (деятельности) являются значимыми элементами обучения. Концептуально Activities являются тем, что последовательно выполняет слушатель дистанционного обучения при прохождении обучения. Более упрощенно можно сказать, что Activities являются разделами дистанционного курса. Но в отличие от SCO являющихся физическим объектом (набор файлов, иллюстраций, звуковых файлов и т.д.), Activities - логические объекты.

Каждый Activity может включать несколько Activities, которые в свою очередь тоже могут включать другие Activities. Стандарт SCORM не предполагает никаких ограничений на количество уровней Activities.

Каждый Activity может быть описан с использованием метаданных, что упрощает их поиск в хранилищах данных.

Для построения схемы взаимодействия и связей различных Activites используется Content Organization (организация контента). Content Organization представляет из себя древовидную иерархию.

 

Рисунок №1. Content Organization.

 

Как и в предыдущих случаях Content Organization может быть описан с помощью метаданных.

Последовательность прохождения обучения в рамках стандарта SCORM определяется на уровне Activities, то есть, по сути, определяется как, и в каком порядке, слушатели дистанционного обучения будут изучать Activities дистанционного курса.

Для описания отношения Asset и SCO с одной стороны, а Activities с другой стороны (включая Content Organization), в стандарте SCORM используется Content Aggregation.

 

Рисунок №2. Content Aggregation.

 

SCORM Content Packaging (упаковка учебного контента)

После того, как учебный контент разработан, необходимо обеспечить возможность его использования и тиражирования. Стандарт SCORM предполагает использование IMS Content Packaging Specification для структурирования и обмена учебным контентом.

Цель упаковки учебного контента (создания пакета) обеспечить формализованный путь для обмена учебным контентом между различными информационными системами и средствами разработки дистанционных курсов.

С точки зрения разработчика дистанционного курса, пакет – объект, который передается Заказчику после завершения работ по разработке дистанционного курса. Пакет представляет из себя zip-файл. Именно пакет размещается в системе дистанционного обучения, после чего можно начинать обучение с использованием соответствующего дистанционного курса.

Пакет контента (zip-файл), формируемый с использованием SCORM Content Packaging, состоит из следующих основных элементов:

  • XML-документа, описывающего структуру и ресурсы учебного контента (imsmanifest.xml); imsmanifest.xml должен соответствовать спецификации XML 1.0 W3C;
  • учебного контента (физические файлы).

Книга SCORM Content Aggregation Model включает в себя описание, каким образом должен формироваться imsmanifest.xml и учебный контент, а также, каким образом должен быть создан соответствующий пакету zip-файл.

Книга SCORM Run-Time Environment

Книга SCORM Run-Time Environment описывает требования, предъявляемые к системе дистанционного обучения с целью обеспечения использования учебного контента в различных системах дистанционного обучения. В том числе Книга SCORM Run-Time Environment:

  • определяет процесс запуска учебного контента;

  • определяет методы взаимодействия между учебным контентом и системой дистанционного обучения;

  • опрелеляет  модель данных, использующихся для передачи информации о работе слушателя с учебным контентом.

Три соответствующих компонента SCORM RTE называются: Launch, API и Data Model.

“Launch” определяет, каким образом учебный контент, разработанный в соответствии со SCORM, будет доставлен и отображен пользователю.

SCORM API определяет набор функций, которые  должны быть реализованы разработчиками систем дистанционного обучения и средствами разработки дистанционных курсов, с целью обеспечения взаимодействия между системой дистанционного обучения и учебным контентом.

SCORM RTE Data Model предоставляет словарь, который используется для обмена данными между системой дистанционного обучения и дистанционным курсом при использовании SCORM API функций. Для примера, при передачи результатов тестирования из дистанционного курса в систему дистанционного обучения необходимо использовать элемент SCORM Data Model: “cmi.score.scaled”. Этот и другие элементы SCORM Data Model описаны в деталях в книге SCORM RTE.

Жизненный цикл SCO

В соответствии со стандартом SCORM жизненный цикл SCO предполагает следующие стадии:

  • поиск API, обеспечивающего взаимодействие SCO с системой дистанционного обучения. На практике дистанционный курс ищет объект JavaScript в рамках HTML-страницы из которой он был запущен;
  • инициализация (создание сессии взаимодействия SCO с системой дистанционного обучения). Осуществляется вызов соответствующей функции;
  • функционирование (обеспечение обмена данными между SCO и системой дистанционного обучения);
  • завершение (завершение сессии взаимодействия SCO с системой дистанционного обучения). Осуществляется вызов соответствующей функции.

 

Рисунок №3. Жизненный цикл SCO.

В рамках жизненного цикла SCO SCORM требует, чтобы система дистанционного обучения предоставила SCO API (точнее экземпляр API), который обеспечит взаимодействие SCO с системой дистанционного обучения. В свою очередь от SCO SCORM требует, чтобы SCO само могло найти экземпляр API и вызывать из него необходимые ему функции.

SCORM RTE Data Model

С целью обеспечения сохранения всей необходиомй информации о функционировании SCO различными системами дистанционного обучения SCORM вводит понятие Модель даннх, в рамках которой формализуются все данные, которые должна хранить система дистанционного обучения и предоставлять при необходимости SCO.

Имя каждого элемента Модели данных SCORM начинается с cmi. SCORM требует, чтобы любая система дистанционного обучения обеспечивала наличие всех элементов Модели данных SCORM. При этом SCO может использовать те элементы Модели данных SCORM, которые ей необходимы.

В том числе в рамках Модели данных SCORM обеспечивается хранение следующей информации:

  • комментарии слушателей дистанционного обучения;
  • статус завершения работы с SCO (успешно, не успешно, и т.д.);
  • рабочие данные SCO (SCO может хранить любые необходимые ему данные);
  • результат обучения;
  • и т.д.

Книга SCORM Sequencing and Navigation

Книга SCORM Sequencing and Navigation определяет структуру дистанционного курса и процесс прохождения курса, основанный на результатах обучения и стратегии обучения, заложенной в курс, разработчиком дистанционного курса.

Книга SCORM Sequencing and Navigation описывает, каким образом должны быть обработаны события, связанные с навигацией по дистанционному курсу, чтобы обеспечить предоставление слушателю необходимого ему учебного контента.

Для определения последовательности и навигации по дистанционному курсу книга SCORM Sequencing или Navigation содержит две модели: Sequencing Definition Model и Navigation Model.

Sequencing Definition Model определяет набор элементов, которые могут быть использованы для описания и влияния на различные варианты последовательности прохождения дистанционного курса. Разработчик дистанционного курса может позволить слушателю самостоятельно определять последовательность изучения материала, а может определить правила в соответствии с которыми будет осуществляться переход между разделами дистанционного курса.

Navigation Model определяет набор событий, которые могут быть инициированы учащимся посредством системы дистанционного обучения или дистанционного курса. Как эти события иницируются внутри SCO или системе дистанционного обучения в SCORM не определено. Кроме того, SCORM не накладывает никаких требований на тип или стиль пользовательского интерфейса, включая требования к элементам интерфейса, использующимся для навигации.

Разработка дистанционных курсов в соответствии со стандартом SCORM

Разработчики систем дистанционного обучения, которые хотят, чтобы их системы соответствовали стандарту SCORM, должны обеспечивать полную поддержку спецификации стандарта SCORM своими системами дистанционного обучения. Более того, наиболее продвинутые системы дистанционного обучения должны поддерживать все версии стандарта SCORM, обеспечивая возможность эксплуатации дистанционных курсов, разработанных в разное время.

В отличие от разработчиков систем дистанционного обучения разработчики дистанционных курсов могут поддерживать стандарт SCORM выборочно, акцентируя внимание только на аспектах, которые их интересуют и обеспечивают функциональность необходимую дистанционному курсу.

Ниже приведено несколько важных аспектов разработки дистанционных курсов, обеспечивающих поддержку стандарта SCORM.

Размещение дистанционного курса в системе дистанционного обучения

Дистанционный курс, соответствующий стандарту SCORM, должен быть упакован в соответствии с требованиями стандарта. Некоторые системы дистанционного обучения позволяют размещать дистанционный курс методами, выходящими за рамки стандарта SCORM. Делать этого не следует ни в коем случае.

Большинство систем дистанционного обучения выполняют проверку дистанционного курса, в случае если он упакован в соответствии со стандартом SCORM. Полученная информация бывает крайне полезной при отладке дистанционных курсов и поиске ошибок, в случае возникновении проблем у слушателей дистанционного обучения.

Размер SCO

Стандарт SCORM предполагает, что каждый SCO дистанционного курса будет небольшого размера. Четких требований к размеру SCO в стандарте SCORM нет, но это следует из контекста.

Очень часто разработчики дистанционных курсов пренебрегают данным требованием стандарта SCORM и делают SCO очень большими. Более того, некоторые разработчики делают весь дистанционный курс в рамках одного SCO. Это позволяет им делать удобные средства навигации по всему дистанционному курсу. Как результат, это приводит к возникновению серьезных проблем при эксплуатации дистанционных курсов. Например, слушатель дистанционного обучения долго работает с дистанционным курсом, не закрывая его. После того, как он завершает работу, часто оказывается, что данные не сохранились в системе дистанционного обучения. Эта проблема напрямую не связана с размером SCO, но если бы они были небольшими, вероятность возникновения такой ситуации значительно бы уменьшилась.

Поддержка SCORM API

Взаимодействие дистанционного курса, разработанного в соответствии со стандартом SCORM, с системой дистанционного обучения требует, чтобы дистанционный курс обращался при необходимости к функциям интерфейса, который предоставляет система дистанционного обучения. К сожалению стандарт SCORM имеет серые области, которые позволяют разработчикам систем дистанционного обучения реализовывать некоторые элементы стандарта SCORM по разному. Отличия не очень большие, но часто приводят к тому, что в одной системе дистанционного обучения дистанционный курс работает корректно, а в другой нет. Например, некоторые системы дистанционного обучения сохраняют данные, полученные от дистанционного курса, только после завершения работы с SCO. Это приводит к частой потере данных. Целесообразно проводить полную проверку функционала дистанционного курса, разработанного в соответствии со стандартом SCORM, при каждом размещении дистанционного курса в новой системе дистанционного обучения.

Заключение

На сегодняшний день SCORM признан и поддерживается большинством производителей систем дистанционного обучения, средств разработки дистанционных курсов и разработчиками дистанционных курсов. Возможности, которые предоставляет стандарт SCORM разработчикам дистанционных курсов и систем дистанционного обучения, достаточно велики и охватывают большинство наиболее распространенных задач. Однако, технологии дистанционного обучения не стоят на месте и быстро развиваются, что рано или поздно приведет к необходимости серьезной модернизации стандарта дистанционного обучения SCORM. Некоторое время назад была инициорована процедура разработки стандарта SCORM следующего покаления. На текущий момент был осуществлен сбор предложений по модернизации стандарта SCORM, но работы начаты не были.

В силу признания стандарта SCORM большинством участников рынка дистанционног обучения, следование стандарту SCORM является одним из основных требований, предъявляемых к разработчикам дистанционных курсов.