Библиотека online

Стоимость дистанционного обучения

Не смотря на быстрое развитие технологий дистанционного обучения в Российской Федерации, они до сих пор не получили такого распространения, которое они имеют в экономически развитых странах, таких как США, Германия, Франция и т.д. По некоторым оценкам затраты на проведение дистанционного обучения в Российской Федерации в настоящее время не превышают 5% от общих затрат компаний на проведение обучения своих сотрудников.

Одной из причин сдерживания применения технологий дистанционного обучения в Российской Федерации является огромное количество заблуждений, которые существуют в отношении дистанционного обучения. Например, одним из распространенных заблуждений стало утверждение, что традиционное очное обучение более эффективно, чем дистанционное обучение. Однако, это совершенно не так. Сегодня, учитывая прогресс в сфере технологий дистанционного обучения и проведенные научные исследования, можно уверенно утверждать, что эффективность дистанционного обучения не ниже, а зачастую и выше, эффективности традиционного очного обучения.

Также весьма распространено заблуждение, что стоимость дистанционного обучения выше, чем стоимость проведения традиционного очного обучения. Конечно, существуют очевидные варианты построения обучения, в рамках которых стоимость дистанционного обучения будет всегда ниже стоимости проведения традиционного очного обучения. Например, когда количество обучаемых очень велико и они сильно территориально распределены по всей Российской Федерации. Однако, возникает вопрос, как дело обстоит в менее очевидных ситуациях. В приведенном в статье примере рассмотрена типовая ситуация и проведен сравнительный анализ стоимости обучения, проводимого в дистанционной или в традиционной очной форме.

Пример.
 
Параметры проводимого обучения:
  • общее количество обучаемых – 100 человек;
  • обучаемых в г. Москва – 50 человек;
  • обучаемых вне г. Москва – 50 человек;
  • количество учебных дисциплин – 3 курса;
  • продолжительность обучения по каждой дисциплине – 72 академических часа (1 час – 40 мин.);
  • компания обучает собственных сотрудников по материалам, являющимся собственностью Компании.
Традиционное очное обучение
Дополнительные условия:
  • аудитории предоставляются в аренду с количеством слушателей не более 25 человек;
  • нанимаемый преподаватель обучает не более 10 человек.
Таким образом, для организации эффективного обучения сотрудников необходимо провести занятия для 10 групп по 10 человек.

Таблица №1. Расходы на подготовку проведения обучения.

Наименование расходов К-во (шт.) Цена (руб.) Стоимость (руб.)
1. Подготовка раздаточного материала 3 45 000,00 135 000,00
2. Стоимость тиражирования раздаточного материала 300 150,00 45 000,00
  Итого:     180 000,00

Таблица №2. Расходы на проведение обучения.

Наименование расходов К-во (шт.) Цена (руб.) Стоимость (руб.)
1. Аренда помещения в Москве 72 час. * 5 гр. 900,00 324 000,00
2. Аренда помещения в регионе (г. Воронеж)

72 час. * 5 гр.

600,00 216 000,00
3. Оплата услуг преподавателя в Москве

72 час. * 5 гр.

1 500,00 540 000,00
4. Оплата услуг преподавателя в регионе (г. Воронеж)

72 час. * 5 гр.

1 500,00 540 000,00
5. Оплата проживания преподавателя (г. Воронеж) 9 дн. * 5 гр. 2 500,00 112 500,00
6. Оплата проезда преподавателя в оба конца (г. Воронеж) 5 поездок 6 500,00 32 500,00
7. Накладные расходы 9 дн. * 5 гр. 1 000,00 45 000,00
  Итого:     1 810 000,00
 

Также необходимо учесть не подлежащие объективному расчету расходы, связанные с отсутствием при проведении обучения сотрудников на рабочем месте. В том числе:

  • расходы на заработную плату;
  • потерю доходов, связанных с отсутствием работника во время обучения на рабочем месте.
В целом для проведения традиционного очного обучения необходимы расходы на подготовку к проведению обучения в размере 180 000 рублей. Стоимость обучения каждого сотрудника составит 18 100 рублей.

Дистанционное обучение

Для расчета стоимости дистанционного обучения взята средняя стоимость услуг на рынке дистанционного обучения. Необходимо понимать, что стоимость разработки дистанционных курсов во многом зависит от требований, которые к ним предъявляются, и варьируется в широком диапозоне.

Считаем, что разработку полностью ведет сторонняя компания. В расчетной таблице для большей наглядности приведены расчеты с учетом разных типов слайдов и тестов.

Таблица №3. Расходы на подготовку проведения дистанционного обучения.

Наименование расходов К-во (шт.) Цена (руб.) Стоимость (руб.)
1. Разработка сценария дистанционного курса 200 страниц 650,00 130 000,00
2. Разработка общего дизайна курса 1 шт. 15 000,00 15 000,00
3. Разработка иллюстраций      
3.1. - Готовые иллюстрации из коммерческих баз 70 шт. 700,00 49 000,00
3.2. - Разработка простых иллюстраций 70 шт. 2 500,00 175 000,00
4. Разработка дистанционного курса      
4.1. - Слайды простые текстовые 60 шт. 300,00 18 000,00
4.2. - Слайды простые текстовые с иллюстрацией 70 шт. 600,00 42 000,00
4.3. - Сложные слайды 50 шт. 1 600,00 80 000,00
5. Разработка тестов      
5.1. - Простые текстовые тесты 100 шт. 250,00 25 000,00
5.2. - Сложные тесты 20 шт. 600,00 12 000,00
  ИТОГО разработка 1 курса:     546 000,00

Таблица №4. Расходы на проведение дистанционного обучения.

Наименование расходов К-во (шт.) Цена (руб.) Стоимость (руб.)
1. Размещение и сопровождение дистанционного курса
в системе дистанционного обучения
- - 7 000,00
2. Сопровождение пользователей дистанционного курса 100 чел. - 35 000,00
  ИТОГО проведение дистанционного обучения по 1-му курсу:     42 000,00

В таблицах №3 и №4 приведены: стоимость разработки одного дистанционного курса и стоимость проведения дистанционного обучения на базе разработанного дистанционного курса. Принимая во внимание общие условия с очным обучением, стоимость разработки трех дистанционных курсов составит 1 638 000,00 рублей, а стоимость проведения дистанционного обучения для одного сотрудника – 1 260,00 рублей.

Рисунок №1. Зависимость стоимости обучения от количества слушателей
(красный цвет - традиционное очное обучение, синий цвет - обучение в дистанционной форме).

Приведенный график показывает, что начальные затраты значительно выше при проведении дистанционного обучения. Однако, в следствии низкой стоимости проведения обучения, при проведении массового обучения дистанционного обучение довольно быстро становится дешевле по сравнению с традиционным очным обучением. Что касается нашего примера, то проведенные расчеты показали, что обучение в дистанционной форме будет стоить меньше по сравнению с традиционным очным обучением.

Приведенный пример показывает, что основным фактором, определяющим, какая форма обучения имеет более низкую стоимость проведения, является количество специалистов, которое планируется обучить с использованием разработанного для проведения дистанционного обучения курса. Увеличение количества слушателей дистанционного обучения приводит к быстрому снижению его стоимости. Вследствии этого всегда существует граница (по количеству слушателей) при прохождении которой стоимость дистанционного обучения всегда ниже по сравнению со стоимостью традиционного очного обучения.

Уменьшить эту границу можно снизив инвестиции в разработку дистанционных курсов. Компания «Е-Софт Девелопмент» инвестирует значительные средства в развитие технологий дистанционного обучения, в том числе с целью снижения издержек при разработке дистанционных курсов. В результате этого стоимость дистанционного обучения проводимого с использованием дистанционных курсов, разработанных компанией «Е-Софт Девелопмент» значительно ниже, чем при использовании дистанционных курсов, разработанных сторонними производителями.