Библиотека online

Элементы управления дистанционным курсом

Элементами управления дистанционного курса являются компоненты графического интерфейса дистанционного курса, которые предоставляют пользователю возможность выполнения необходимых ему действий.

Стандартный набор элементов управления дистанционным курсом включает в себя:

  • кнопки управления дистанционным курсом;
  • меню дистанционного курса;
  • оглавление дистанционного курса;
  • глоссарий дистанционного курса;
  • индикаторы прогресса обучения в рамках дистанционного курса;
  • гипертекстовые ссылки;
  • поиск по дистанционному курсу.

К настоящему времени сложился типовой набор требований, которым должны соответствовать элементы управления дистанционным курсом.

Структура графического интерфейса дистанционного курса

Интерфейс дистанционного курса состоит из двух основных частей:

  • общего дизайна дистанционного курса, включающего основные элементы управления дистанционным курсом;
  • области загрузки текущего слайда (обычно прямоугольной формы).

Общие требования к элементам управления дистанционным курсом

Использование всех элементов управления дистанционным курсом должно быть интуитивно понятным. Пользователь дистанционного курса должен тратить минимум времени на то, чтобы разобраться, как пользоваться тем или иным элементом управления дистанционным курсом.

Все состояния элементов управления дистанционным курсом должны быть соответствующим образом графически оформлены, так, чтобы пользователь мог сразу понять, в каком состоянии находится элемент управления дистанционным курсом.

По возможности необходимо использовать всплывающие подсказки, объясняющие пользователю для чего используется соответствующий элемент управления дистанционным курсом.

В случае если дистанционный курс имеет звуковое сопровождение все действия пользователя с использованием элементов управления дистанционным курсом должны быть озвучены.

Кнопки управления дистанционным курсом

Кнопки управления дистанционным курсом предназначены для выполнения слушателем базовых операций по работе с дистанционным курсом. В состав кнопок управления дистанционным курсом целесообразно включать кнопки, с помощью которых слушатель дистанционного обучения сможет:

  • перейти на следующий слайд дистанционного курса;
  • перейти на предыдущий слайд дистанционного курса;
  • завершить работу с дистанционным курсом;
  • вызвать дополнительный элемент управления дистанционным курсом (глоссарий, поиск и т. д.);
  • перезагрузить текущий слайд дистанционного курса.

Кнопки управления дистанционным курсом целесообразно делать частью общего дизайна дистанционного курса, обеспечив их постоянное нахождение на экране.

Все кнопки должны быть снабжены всплывающей подсказкой, которая будет появляться при наезде указателя мышки на них.

Внешний вид кнопок должен быть таким, чтобы слушателю дистанционного курса было интуитивно понятно, что можно сделать, используя каждую из них.

Наиболее часто используемые кнопки управления дистанционным курсом целесообразно размещать в нижней части графического интерфейса дистанционного курса.

Целесообразно, чтобы кнопки имели различный отличающийся внешний вид для разных состояний. Обычно рассматривается четыре состояния:

  • активная кнопка;
  • указатель мыши находится над кнопкой;
  • кнопка нажата (нажата и удерживается левая кнопка мыши);
  • кнопка не активна.

Использование разного дизайна кнопки для разных состояний значительно улучшает эргономику дистанционного курса.

Меню

Меню содержит перечень действий, которые слушатель может выполнить в ходе работы с дистанционным курсом, но которые в свете их редкого использования не целесообразно включать в общий дизайн дистанционного курса. Например, к таким действиям можно отнести включение и выключение звука дистанционного курса.

Меню дистанционного курса может быть реализовано различными способами. Однако, всегда нужно помнить, что во главу угла нужно ставить удобство работы слушателя, а не красоту меню. Даже если в начале работы с дистанционным курсом пользователь будет восхищен красотой элемента, то потом, если окажется, что работать с данным элементом управления дистанционным курсом не удобно, он будет крайне недоволен, что окажет влияние на весь процесс обучения, построенный с использованием данного дистанционного курса.

Оглавление

Важным элементом управления дистанционным курсом является оглавление. При разработке оглавления необходимо учитывать специфику стандарта SCORM, которая не позволяет обмениваться информацией различным разделам дистанционного курса, если они размещены в разных SCO. Соответственно оглавление содержит перечень разделов дистанционного курса, относящихся к одному SCO.

Основной функцией оглавления является предоставление пользователю дистанционного курса перечня разделов дистанционного курса с которыми он может работать, а также возможность перехода на эти разделы (обычно переход на раздел осуществляется с помощью клика левой кнопки мыши по названию соответствующего раздела дистанционного курса).

Помимо основной функции оглавление может также:

  • предоставлять слушателю дистанционного курса информацию об оценке успеваемости, полученной за обучение по соответствующему разделу;
  • демонстрировать слушателю дистанционного курса, какие разделы курса ему доступны в настоящий момент;
  • предоставлять слушателю дистанционного обучения дополнительную информацию о разделе.

Оглавление может быть как частью общего дизайна дистанционного курса, так и вызываться отдельно с помощью специальной кнопки управления дистанционным курсом. Не целесообразно включать оглавление в общий дизайн дистанционного курса, так как это приводит к уменьшению размера области демонстрации слайдов дистанционного курса.

Глоссарий

Основная задача глоссария отображать пользователю дистанционного курса перечень терминов, встречающихся в дистанционном курсе.

Эффективный глоссарий помимо терминов и их определений, также позволяет выполнять следующие функции:

  • осуществлять поиск нужного термина в перечне терминов глоссария;
  • осуществлять фильтрацию отображаемых терминов (по начальным буквам термина, предметной области и т.д.);
  • осуществлять переход на разделы, где подробно объясняется значение соответствующего термина.

Глоссарий реализуется в виде отдельного окна, которое вызывается специальной кнопкой управления дистанционным курсом.

Индикаторы прогресса обучения

В общий дизайн дистанционного курса обязательно необходимо включать информацию, которая позволит пользователю дистанционного курса понять, где он находится в рамках дистанционного курса, сколько ему осталось до завершения работы над разделом дистанционного курса и т.д.

Данная информация должна быть включена в общий дизайн дистанционного курса, так как в большинстве случаев, она постоянно необходима пользователю. Например, пользователю необходимо предоставлять информацию, перешел ли он на другой слайд дистанционного курса, или работает в рамках текущего слайда.

К индикаторам дистанционного курса следует отнести:

  • номер текущего слайда;
  • процент прохождения данного раздела;
  • время, затраченное на работу с разделом или конкретным слайдом (особенно актуально при выполнении заданий, которые имеют контроль времени).

Гипертекстовые ссылки

Гипертекстовые ссылки являются важнейшим элементом управления дистанционным курсом. Необходимо отметить, что в отличие от предыдущих элементов управления дистанционным курсом, гипертекстовые ссылки являются частью слайдов, а не общего дизайна дистанционного курса.

Гипертекстовые ссылки могут использоваться для решения следующих задач:

  • показа дополнительной информации на слайде, поясняющей смысл слова и фразы, которые являются гипертекстовой ссылкой;
  • перехода на другие слайды дистанционного курса;
  • выполнения дополнительных заданий;
  • и т. д.

Поиск

Важным элементом управления дистанционным курсом является поиск, который обычно реализуется в виде отдельного окна, вызываемого отдельной кнопкой управления дистанционным курсом. Так как искомое слово или словосочетание может встречаться в дистанционном курсе несколько раз, необходимо в результате поиска выводить список слайдов, на которых найдено соответствующее слово или словосочетание, приведя контекст в рамках которого встречается соответствующее слово.

Поиск должен включать в себя механизмы, позволяющие сузить область поиска или отфильтровать полученные результаты поиска. Отсутствие таких механизмов значительно затруднит пользователю работы с поиском дистанционного курса.

Заключение

Использование тех или иных элементов управления дистанционным курсом во многом обусловлено размерами и стоимостью дистанционного курса. В случае если дистанционный курс - небольшой, целесообразно ограничиться миниумом элементов управления дистанционным курсом. В случае если дистанционный курс - достаточно большой, необходимо включить в него все перечисленные выше элементы управления дистанционным курсом.

Помимо перечисленных элементов управления дистанционным курсом существует большой диапозон элементов, относящихся к контенту дистанционного курса. Речь об их использовании пойдет в рамках следующих статей сайта.

Рекомендуем познакомиться

Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения.