Библиотека online

Требования к дизайну дистанционного курса

Сегодня не существует стандартов на графический интерфейс дистанционного курса. Однако, де-факто, требования к основным элементам графического интерфейса дистанционного курса существуют, и их придерживается большинство разработчиков дистанционных курсов.

Компановка интерфейса дистанционного курса

Размер интерфейса дистанционного курса следует выбирать исходя из возможностей дисплеев слушателей дистанционного обучения. Безусловно необходимо придерживаться наименьшего из существующих расширений экранов. Однако, необходимо также учитывать, что маленький размер слайда дистанционного курса затруднит работу разработчиков дистанционного курса и усложнит процесс обучения слушателям. Сегодня наиболее распространенным размером слайда дистанционного курса является 962 на 672 пикселя.

Для удобства работы пользователя дистанционного курса необходимо закрепить в рамках интерфейса дистанционного курса основные элементы управления дистанционным курсом (кнопки навигации, меню, данные о прохождении дистанционного курса и т.д.). Пользователю в этом случае будет значительно легче освоить работу с дистанционным курсом. Плюс пользователь будет значительно быстрее выполнять все операции по работе с дистанционным курсом.

В результате закрепления элементов управления дистанционным курсом его интерфейс разделяется на две области. В первой области содержатся элементы управления дистанционным курсом. Данная область является статичной и практически не меняет своего внешнего вида. Вторая область является динамической и в нее загружаются слайды дистанционного курса.

Элементы управления

Элементами управления называются компоненты интерфейса дистанционного курса с помощью которых пользователь дистанционного курса может выполнить необходимые ему действия, взаимодействуя с дистанционным курсом. В случае, если пользователю дистанционного курса предложить не стандартное использование элементов управления, это может вызвать у него замешательство.

К типовым элементам управления, которые могут использоваться в дистанционном курсе, относятся:

  • кнопка (button);
  • список (list box);
  • ниспадающее меню (pull down menu);
  • раскрывающийся список (drop-down list, combo box);
  • флажок/переключатель (check box);
  • радио-кнопка (radio button);
  • поле редактирования (textbox, edit field);
  • значок (icon);
  • панель инструментов (toolbar);
  • строка состояния (status bar);
  • всплывающая подсказка (tooltip, hint);
  • полоса прокрутки (scrollbar);
  • вкладка (tab);
  • элемент отображения табличных данных (grid view);
  • меню (menu);
    • главное меню окна (main menu);
    • контекстное меню (popup menu);
  • окно (window);
    • панель (panel);
    • диалоговое окно (dialog box);
    • модальное окно (modal window);
  • дерево – элемент отображения иерархии (tree view).

Размещение текста и иллюстраций на слайде дистанционного курса

При размещении текста и иллюстраций на слайде дистанционного курса необходимо учитывать право левую асимметрию головного мозга человека. Целесообразно размещать текстовые сообщения в правой части слайда дистанционного курса, а иллюстрации – в левой. Это связано с тем, что левое и правое полушарие по-разному воспринимают и перерабатывают информацию. При запоминании слов основную роль играет левое полушарие, а при запоминании образов более активно правое. При этом информация с правой части слайда дистанционного курса поступает в левое полушарие, а с левой части – в правое.

Количество элементов на слайде дистанционного курса

Не желательно размещать на информационном слайде дистанционного курса более 9 различных объектов (иллюстраций, текстовых сообщений и т. д.). Это обусловлено тем, что человек не способен удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 5 – 9 объектам. Кроме того параметры наблюдаемого человеком объекта удерживаются в оперативной памяти ограниченное время. Поэтому, если для восприятия слайда дистанционного курса требуется информация, полученная с помощью предъявленных ранее слайдов, лучше воспроизвести ее основные элементы еще раз, или предоставить пользователю дистанционного курса удобный механизм повторного вызова соответствующего слайда.

Размещение данных на слайде

Необходимо размещать текстовые фрагменты на слайде таким образом, чтобы взгляд пользователя сам перемещался в нужном направлении.

Необходимо делать отступ от краев экрана. Объекты на слайде не должны «прижиматься» к краю экрана.

Необходимо соблюдать симметрию при размещении объектов на слайде. Целесообразно выравнивать объекты по вертикали и горизонтали.

Важным показателем качества размещения информации на экране является плотность расположения данных на экране. Следует придерживаться следующих правил:

  • оставлять пустым приблизительно половину слайда;
  • оставлять пустую строку после каждой пятой строки текста.

Яркостные характеристики

Одним из ключевых факторов, влиящих на степень комфортной работы пользователя дистанционного курса, являются яркостные характеристики. Яркость наблюдаемых на экране объектов не должна превышать 64 кандел/м2. При этом перепад яркостей в поле зрения пользователя дистанционного курса должен быть не более 1:100. Также следует принимать во внимание, что светлые объекты на темном фоне обнаруживаются легче, чем темные на светлом.

Пространственные характеристики

При разработке дистанционных курсов необходимо учитывать следующие положения, относящиеся к пространственным характеристикам:

  • основную информацию об объекте несет его контур;
  • время различения и опознания контура объекта увеличивается с увеличением его сложности;
  • при различении сложных контуров безошибочность выше, чем при различении простых;
  • решающее значение в восприятии формы объектов имеет соотношение «фигура/фон»;
  • минимальный размер объекта должен выбираться для заданных уровней контраста и яркости. Уменьшение значений этих параметров требует увеличения угловых размеров объекта.

Характеристики цветового восприятия

При согласовании цветов символов и фона необходимо учитывать, что восприятие символов максимально для контрастных цветов (т.е. относящихся к противоположным границам спектра). В случае если контрастность менее 60% читаемость символов резко ухудшается. Наиболее хорошее восприятие символов достигается при следующих комбинациях цвета символа с цветом фона (в порядке убывания четкости восприятия):

  • синий на белом;
  • черный на желтом;
  • зеленый на белом;
  • черный на белом;
  • белый на синем;
  • зеленый на красном;
  • красный на желтом;
  • красный на белом;
  • оранжевый на черном;
  • черный на пурпурном;
  • оранжевый на белом;
  • красный на зеленом.

Также следует учитывать, что цветовая гамма оказывает влияние на психологический фон. На эмоциональное состояние человека цвета оказывают следующее воздействие:

  • голубой успокаивает;
  • красный – волнует и утомляет;
  • зеленый – настраивает на добродушный и безынициативный лад;
  • желтый – веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой;
  • оранжевый – раскрепощает фантазию;
  • фиолетовый – цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности;
  • коричневый – угнетает умственную активность;
  • черный – мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.

При разработке дистанционного курса обязательно следует учитывать цвета, так как неудачное использование цветов может привести к возникновению у пользователя негативного эмоционального состояния. 

В рамках одного дистанционного курса не целесообразно использовать большое количество цветов.

Текст

При формировании текстовых блоков слайда дистанционного курса следует придерживаться следующих правил:

  • не следует писать длинно;
  • не следует использовать снисходительных интонаций.

В случае если текстовая часть слайда занимает более двух экранов необходимо разделить ее на фрагменты, а не использовать полосу прокрутки, обеспечивая размещение на слайде большого количества текста.

Для привлечения внимания пользователя дистанционного курса к определенным фрагментам текста следует использовать яркие цвета. Однако не стоит использовать в рамках одного слайда выделение ярким цветом слишком часто, так как пользователю дистанционного курса трудно будет разделить внимание между различными (часто противоположными областями слайда).

Рекомендуем также познакомиться

Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения.

Вебинар (webinar).