Библиотека online

Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения

Виртуальная среда дистанционного обучения является местом, где слушатели дистанционного обучения (а также смешанного обучения) проводят много времени при прохождении обучения. Правильное проектирование виртуальной среды дистанционного обучения делает ее более функциональной, дружелюбной и комфортной. Ошибки, допущенные при проектировании виртуальной среды дистанционного обучения, могут привести к значительному снижению качества обучения и привести к негативной реакции на обучение у слушателей.

Но как оценить, насколько качественно спроектирована виртуальная среда дистанционного обучения? Ниже приведены типичные ошибки, допускаемые при проектировании виртуальной среды дистанционного обучения, а также методы их устранения. Если анализ виртуальной среды дистанционного обучения показывает наличие одной из ниже перечисленных ошибок проектирования, это означает, что существует высокая вероятность снижения качества проводимого впоследствии дистанционного обучения.

Использование сложных средств управления виртуальной средой дистанционного обучения

Слушатели дистанционного обучения имеют разный уровень “компьютерной грамотности”. Использование сложных средств управления виртуальной средой дистанционного обучения может привести к тому, что слушатель будет больше времени тратить на изучение средств управления, чем непосредственно на обучение.

Средства управления виртуальной средой дистанционного обучения следует делать как можно более простыми. Переход от одних элементов виртуальной среды дистанционного обучения к другим не должен вызывать трудностей у слушателей дистанционного обучения.

Особое внимание следует уделить курсам дистанционного обучения. Для упрощения работы слушателей дистанционного обучения с дистанционными курсами следует использовать в них идентичные средства управления. В течение всего обучения средства управления дистанционными курсами не должны меняться.

Плохо формализованные условия упражнений

Упражнения являются важной частью дистанционного обучения. К сожалению, при разработке упражнений, авторы допускают ошибки, которые приводят к возникновению трудностей у слушателей дистанционного обучения. Очень часто условия упражнений сформулированы таким образом, что слушателям дистанционного обучения приходится обращаться к другим элементам виртуальной среды дистанционного обучения с целью получения дополнительной информации необходимой для выполнения упражнений.

Описание упражнения должно содержать все сведения необходимые для его выполнения. Слушатели виртуальной среды дистанционного обучения не должны покидать ее, чтобы получить необходимую информацию для выполнения упражнения.

Во время выполнения упражнений слушателю дистанционного обучения должны быть доступны: текст упражнений, справочные материалы, различные элементы виртуальной среды дистанционного обучения. Необходимо свести к минимуму время, которое слушатель дистанционного обучения тратит на поиск информации, требуемой ему для завершения работы над упражнением.

Отсутствие необходимой информации приводит слушателей дистанционного обучения к необходимости тратить время на ее поиск, но присутствие слишком большого количества информации приводит к возникновению путаницы в голове у слушателя. Безусловно, лучше, если слушатель дистанционного обучения потратит это время непосредственно на обучение.

Ошибки планирования графика дистанционного обучения

Одним из важных достоинств дистанционного обучения является его персонификация. Слушатель дистанционного обучения имеет возможность самостоятельно решать, когда ему проходить обучение. Однако, возможность свободного выбора, позволяющего слушателю дистанционного обучения самостоятельно определять, когда проходить обучение, приводит к очень серьезному расхождению графиков обучения у разных слушателей. Это приводит к возникновению серьезных проблем, главной из которых является проблема организации взаимодействия слушателей друг с другом, что является важной компонентой обучения.

Для того, чтобы избежать данной проблемы, целесообразно ограничить доступность учебных материалов недельными отрезками, закрыв возможность слушателям переходить к следующим учебным материалам, не дождавшись завершения недели. Такой подход обеспечит синхронность прохождения дистанционного обучения всеми слушателями и облегчит им взаимодействие друг с другом. При этом у слушателя сохранится возможность самостоятельного планирования (в рамках недели), когда он будет проходить обучение.

Проблема идентификации слушателя дистанционного обучения

Важнейшей проблемой при проведении дистанционного обучения является обеспечение идентификации слушателя, проходящего дистанционное обучение. Особенно эта проблема актуальна при сдаче экзаменов. Сегодня технического решения данной проблемы не существует. Целесообразно предусмотреть присутствие во время проведения тестирования лица, обеспечивающего идентификацию слушателя дистанционного обучения и соблюдение всех правил проведения тестирования.

Проблема возникновения плагиата

Использование небольшого количество вариантов заданий при тестировании и выполнении упражнений может привести к возникновению плагиата. Для того, чтобы избежать такой проблемы, следует широко использвать индивидуальные задания, которые не могут повториться у других слушателей дистанционного обучения. Использование индивидуальных заданий приводит к повышению стоимости проводимого дистанционного обучения, но при этом позволяет повысить его качество.

Неравномерная загрузка слушателей дистанционного обучения

Объем работ, который должен быть выполнен слушателем во время обучения, должен быть одинаковым в рамках одинаковых временных отрезков на всем протяжении обучения.

Обеспечение равномерности учебного материала требует от педагогического дизайнера хорошего понимания материала. Только в этом случае он сможет оценить, какой объем нагрузки будет при изучении того или иного материала. В случае если проводимое дистанционное обучение покажет, что уровень нагрузки был оценен неверно, необходимо внести соответствующие изменения в дистанционный курс.

Ухудшение управляемости дистанционного обучения из-за большого количества разнообразной деятельности слушателей дистанционного обучения

В случае, если во время обучения запланировано большое количество мероприятий, слушатели имеют разные графики обучения и т.п., это приведет к возникновению проблемы управления обучением. Необходимо обеспечить, чтобы изучаемый материал и упражнения у всех слушателей дистанционного обучения были сосредоточены на определенной пиредметной области. Также не стоит злоупотреблять использованием большого количества средств обучения, используемых в рамках виртуальной среды дистанционного обучения.

Проблемы взаимодействия слушателей дистанционного обучения, вызванные их географической удаленностью друг от друга

Обширная география слушателей дистанционного обучения может привести к возникновению трудностей при организации их общения. Обеспечение возможности эффективной коммуникации между слушателями дистанционного обучения должно быть одним из ключвых требований при формировании учебных групп. Наладить общение внутри учебной группы тем легче, чем меньше география ее членов.

Заключение

Ошибки, допущенные на этапе проектирования виртуальной среды дистанционного обучения, крайне трудно поддаются исправлению после того, как начато обучение. Следует очень тщательно подходить к данному этапу построения вирутальной среды дистанционного обучения и обязательно использовать сторонний опыт, чтобы не допустить простых ошибок, которые могут повлечь возникновение серьезных проблем при проведении обучения.

 

 

В статье использованы материалы статьи Online Learning Indicators.

eLearn MAGAZINE.

Автор: Erlan Burk / июль 2011.

 

Рекомендуем ознакомиться.

Оценка качества дистанционных курсов.

Вебинар (webinar).