Библиотека online

Смешанное обучение - будущее образования

Смешанное обучение – форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Соотношение использования в рамках смешанной формы обучения традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения может отличаться и зависит от большого количества факторов к которым в том числе относятся:

  • предметная область по которой планируется проведение обучения;
  • предполагаемый возраст слушателей;
  • уровень подготовки слушателей;
  • инфраструктура, которая может быть использована для проведения обучения (в том числе техническая инфраструктура);
  • и т.п.

Сегодня, наиболее распространенным вариантом организации смешанного обучения является вариант, при котором обучение проводится в дистанционной форме, а прием экзаменов в традиционной очной форме. Такой вариант организации смешанного обучения чаще всего встречается при проведении повышения квалификации специалистов и получении второго высшего образования. При этом отсутствует организация интеграции традиционного очного обучения и дистанционного обучения на уровне отдельных дисциплин, что значительно уменьшает эффективность организуемого смешанного обучения.

Сегодня, в целом, сложилась ситуация при которой дистанционное обучение противопоставляется традиционному очному обучению. Возьмите любую статью, в том числе, размещенную на этом сайте, посвященную дистанционному обучению, и Вы обязательно встретите текст, который будет посвящен преимуществам дистанционного обучения, или его недостаткам. Преимущества и недостатки дистанционного обучения будут показаны по сравнению с традиционным очным обучением. В результате, происходит противопоставление этих двух форм обучения. Вы практически не найдете информацию насколько эффективно сочетание этих двух форм (смешанное обучение).

Существует большой образовательный сектор, где практически не используются, или используются недостаточно эффективно, технологии дистанционного обучения. В первую очередь это относится к школьному и высшему образованию. Безусловно, существует ряд очевидных причин, почему это происходит:

  • отсутствие средств на разработку учебного контента, который может использоваться при проведении дистанционного обучения;
  • недостаточное количество компетентных специалистов в сфере технологий дистанционного обучения;
  • специфика обучения (особенно, специфика школьного обучения);
  • плохая оснащенность учащихся, которые не имеют доступа к сети Интренет и персонального компьютера;
  • и т.п.

При этом сегодня назрел огромный пласт проблем школьного и вузовского образования, которые с большим трудом решаются. К таким проблемам следует отнести:

  • нехватка педагогических кадров;
  • отсутствие современных средств обучения;
  • отставание учебных программ от реальной жизни;
  • отсутствие эффективных средств управления образованием;
  • и т.д.

Применение смешанного обучения может стать одним из ключевых средств решения существующих проблем в образовательной сфере. Технологии дистанционного обучения должны стать одним из ключевых средств организации обучения. В результате использования смешанной формы обучения мы можем значительно упростить решение перечисленных выше проблем. К преимуществам использования смешанного обучения можно отнести:

  • увеличение круга лиц, которым станет доступным качественное образование;
  • снижение нагрузки на педагогические кадры;
  • улучшение качества обучения (в том числе за счет использование более эффективных средств обучения);
  • обеспечение эффективных инструментов управления обучением;
  • естественное освоение учащимися современных средств организации работы, коммуникаций;
  • и т.д.

Конечно внедрение смешанной формы обучения потребует больших усилий. Это и необходимость внесения изменений в нормативную базу, и инвестиции в разработку необходимого учебного контента, и переподготовка кадров. Но все издержки с лихвой покроются дивидендами, которые будут получены в результате внедрения смешанной формы обучения.

Сегодня много говориться о необходимости инновационного пути развития нашей страны. Однако, практически нигде не звучит вопрос о серьезной модернизации образовательной сферы. Все что мы слышим не является системными преобразованиями способными серьезно изменить качество образования в Российской Федерации. В той сложной ситуации в которой сегодня находится Российская Федерация необходимо разработать глобальный план модернизации всей образовательной сферы. На наш взгляд развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений данного плана модернизации.

Рекомендуем познакомиться.

Интернет обучение

Оценка качества дистанционных курсов.

Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения.

Возможности дистанционного обучения.

Вебинар (webinar).