Библиотека online

Оценка качества дистанционных курсов

Одной из ключевых задач, стоящих перед специалистами в сфере технологий дистанционного обучения, является задача снижения стоимости разработки учебного контента. Именно высокая стоимость разработки качественного учебного контента для дистанционного обучения является сегодня главным препятствием на пути его развития. В сфере разработки учебного контента необходимо пройти путь аналогичный пути, который прошло автомобилестроение. Необходимо перейти от производства уникальных штучных дистанционных курсов к конвейеру по их производству.

Задача создания конвейера по разработке дистанционных курсов требует решения сложнейшей задачи – обеспечения надлежащего качества продукции. В нашем случае речь идет о качестве дистанционных курсов.

Обеспечение качества – сложный организационный процесс, требующий больших усилий и финансовых инвестиций. В компании ООО “Е-Софт Девелопмент” разработана собственная методика оценки качества дистанционных курсов, позволяющая обеспечить надлежащее качество разрабатываемых дистанционных курсов.

Разработка методики оценки качества дистанционного курса потребовала определить, что понимается под понятием качество дистанционных курсов. Применительно к качеству дистанционного курса мы включаем в это понятие следующее:

  • соответствие требованиям, предъявляемым к дистанционным курсам, основанным на экспертизе специалистов компании ООО “Е-Софт Девелопмент” и мировых стандартах дистанционных курсов;
  • соответствие дистанционного курса его назначению (оценка эффективности обучения, проводимого с использованием дистанционного курса);
  • степень соответствия дистанционного курса требованиям Заказчика.

Разработанная специалистами ООО “Е-Софт Девелопмент” методика оценки качества дистанционных курсов включает в себя три этапа. В рамках каждого из этапов проводится оценка качества дистанционного курса в соответствии с каждым из аспектов понятия качества дистанционного курса, представленных выше.

На первом этапе осуществляется проверка соответствия дистанционного курса требованиям, предъявляемым к дистанционным курсам в соответствии с экспертизой ООО “Е-Софт Девелопмент” и мировой практикой.

Оценка качества дистанционного курса осуществляется с использованием большого количества показателей, охватывающих весь диапазон требований, предъявляемых к дистанционным курсам.

Для каждого из показателей качества дистанционного курса разработан собственный алгоритм оценки. Большинство показателей формализовано. Однако есть ряд параметров, оценка которых производится на основе экспертного мнения.

Результатом выполнения оценки качества дистанционного курса на первом этапе является единая обобщенная оценка качества дистанционного курса. Для получения единой обобщенной оценки качества дистанционного курса используется математический аппарат метода экспертной оценки. Дистанционному курсу выставляется оценка качества в диапазоне от 1 до 5. В случае если оценка становится ниже 5 в компании ООО “Е-Софт Девелопмент” инициируется процесс исправления недостатков дистанционного курса приведших к снижению его качества.

На втором этапе производится оценка соответствия дистанционного курса его назначению. Данная оценка базируется на основе результатов, полученных на первом этапе. Данный вид оценки производится в связи с тем, что снижение показателей качества дистанционного курса, полученных на первом этапе, не всегда приводит к снижению результатов обучения, проводимого с использованием разработанного дистанционного курса. Также необходимо отметить, что на втором этапе учитывается не только параметры дистанционного курса, но и внешние факторы, такие как:

  • кого предполагается учить;
  • как будет построено дистанционное обучение;
  • как будет организована техническая и методическая поддержка обучения;
    • и т.д.

Третий этап оценки качества дистанционного курса проводится с целью определения, насколько дистанционный курс соответствует ожиданиям Заказчика. Часть показателей, которые рассматриваются на третьем этапе, учитывается на первом этапе, однако добавляются показатели специфичные для данного Заказчика, которые необходимо оценить на данном этапе.

Как и на первом этапе, на третьем этапе выставляется обобщенная оценка качества дистанционного курса.

Оценка качества дистанционного курса не должна быть разовой операцией, выполняемой после завершения разработки дистанционного курса. Допущенные во время разработки дистанционного курса ошибки могут быть фатальными и потребовать больших инвестиций для их исправления. Оценка качества дистанционного курса – процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла дистанционного курса, включая дистанционное обучение, проводимое с его помощью. Только в этом случае можно добиться высокого качества разрабатываемых дистанционных курсов.

Методика оценки качества дистанционных курсов, разработанная специалистами компании ООО “Е-Софт Девелопмент”, предполагает постоянный мониторинг качества дистанционного курса. Прогноз оценки качества дистанционного курса формируется уже на этапе его проектирования. В дальнейшем осуществляется контроль выполнения всех операций по разработке дистанционного курса, осуществляется постоянная корректировка показателей качества дистанционного курса. После завершения работ по разработке дистанционного курса выставляется итоговая оценка качества дистанционного курса, которая проверяется результатами, получаемыми в ходе проводимого дистанционного обучения с использованием разработанного дистанционного курса.

Оценка результатов проводимого обучения позволяет получить информацию, являющаяся основой для коррекции методики оценки качества дистанционных курсов. Если специалисты компании ООО “Е-Софт Девелопмент” видят, что полученные результаты обучения расходятся с прогнозируемыми, инициируется процедура проверки методики оценки качества дистанционных курсов. В случае необходимости в методику вносятся соответствующие изменения.

Необходимо также отметить, что разработанная методика оценки качества дистанционных курсов позволяет не только решать задачу обеспечения необходимого качества дистанционных курсов, но и является прекрасным инструментом взаимодействия с Заказчиком. Решается две основные задачи:

  1. Заказчик уже на этапе проектирования дистанционного курса может оценить результаты, которые он получит. В случае если Заказчик сам определяет, как должен выглядеть дистанционный курс, он получает оценку Разработчика ожидаемых результатов, что позволяет снизить риски возникновения конфликтов в дальнейшем;
  2. Заказчик может осуществлять мониторинг разработки дистанционного курса, что позволяет ему быть более уверенным в ожидаемых результатах.

Компания ООО “Е-Софт Девелопмент” ведет постоянную работу по развитию технологий дистанционного обучения. Методика оценки качества дистанционных курсов является сегодня одним из ключевых средств разработки дистанционных курсов компании. Ее внедрение позволило повысить качество разрабатываемых дистанционных курсов, и улучшить взаимодействие с Заказчиками.

Рекомендуем ознакомиться.

Оценка эффективности обучения

Педагогический дизайн

Интернет обучение

Вебинар (webinar)

Смешанное обучение - будущее образования

Ошибки проектирования виртуальной среды дистанционного обучения