Библиотека online

Педагогический дизайн

Введение

Одной из главных проблем, стоящих сегодня перед технологиями дистанционного обучения, является разработка учебного контента. Во многом именно дефицит качественного учебного контента является главным препятствием распространения технологий дистанционного обучения. Это обусловлено несколькими причинами:

  • отсутствием квалифицированных специалистов в сфере технологий дистанционного обучения;
  • высокой стоимостью разработки учебного контента;
  • отсутствием формализованных материалов, которые могли бы стать основой при разработке учебного контента.

В большинстве случаев при разработке учебного контента привлекаются специалисты, проводящие обучение в традиционной очной форме. При этом данные специалисты не обладают достаточной компетенцией в сфере технологий дистанционного обучения, что приводит к резкому снижению качества учебного контента. Попытки решить данную проблему привели к появлению понятия педагогического дизайна.

Определение

Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

Основной целью педагогического дизайна является обеспечение разработки качественного учебного контента для проведения дистанционного обучения.

Педагогический дизайнер

Разработка учебного контента для дистанционного обучения является сложным технологическим процессом. В разработке принимает участие большое количество специалистов, включая:

  • специалистов по предметной области;
  • художников;
  • дизайнеров;
  • верстальщиков;
  • мультипликаторов;
  • видеооператоров;
  • звукорежиссеров;
  • программистов;
  • и т.д.

Такая большая группа специалистов требует эффективного управления. Разработка дистанционного курса – проект, и конечно наиболее целесообразно ставить руководителем такой группы – руководителя проектов, владеющего необходимыми знаниями и опытом в сфере управления проектами. Однако, также необходим специалист, обладающий высокой компетенцией в сфере технологий дистанционного обучения, который свяжет всех участвующих специалистов вместе. В качестве такого специалиста выступает педагогический дизайнер.

В сферу ответственности педагогического дизайнера входит решение следующих задач:

  • постановка педагогической задачи;
  • определение целей обучения;
  • выбор, используемых средств обучения;
  • определение ожидаемых результатов.

Педагогический дизайнер обеспечивает с одной стороны взаимодействие с Заказчиком, а с другой стороны постановку задачи для всех участников разработки учебного контента (чаще всего речь идет о дистанционных курсах). Так как учебный контент тесно связан с тем, как будет проходить обучение, педагогический дизайнер учитывает, а часто и определяет, как будет проходить обучение с использованием разрабатываемого учебного контента.

Основные этапы педагогического дизайна

Проект по разработке дистанционного курса с точки зрения педагогического дизайна проходит через следующие основные этапы:

  • анализ (проводится анализ потребности обучения, формулируются педагогические задачи);
  • дизайн (формируется проектная документация разрабатываемого учебного контента);
  • разработка (осуществляется разработка учебного контента в соответствии с разработанной ранее проектной документацией);
  • обучение (проводится обучение с использованием разработанного учебного контента);
  • оценка эффективности обучения (оценка качества разработанного учебного контента).

Последние два этапа включаются в педагогический дизайн, так как для обеспечения необходимого качества учебного контента, педагогический дизайнер должен получать информацию, позволяющую оценить насколько учебный контент соответствует требованиям, которые к нему предъявляются. Отсутствие контроля за обучением со стороны педагогического дизайнера приводит к тому, что проблемы, выявляемые при проведении обучения, тиражируются от одного дистанционного курса к другому, и не исправляются, так как педагогический дизайнер не догадывается об их существовании. Не смотря на всю очевидность необходимости контроля со стороны педагогического дизайнера за обучением, в большинстве случаев этого не происходит.

Заключение

Педагогический дизайн в Российской Федерации является относительно новой дисциплиной. Это подтверждается присутствием очень небольшого количества печатных материалов и информации в русскоязычном сегменте сети Интернет. В том числе разработка дистанционных курсов ведется без участия специалиста, выполняющего роль педагогического дизайнера. Чаще всего разработку дистанционного курса ведут специалисты, имеющие опыт в сфере традиционного очного образования, но не имеющие опыта в сфере технологий дистанционного обучения. Как результат качество разрабатываемого учебного контента (дистанционных курсов) оставляет желать лучшего.

Рекомендуем ознакомиться

Будущее m-Learning

Мотивация сотрудников при проведении дистанционного обучения

Оценка эффективности обучения

Интернет обучение

Оценка качества дистанционных курсов

Вебинар (webinar)